Детский лагерь: проблемы выбора.
3-03-2017, 14:08 | Блог о детском отдыхе |
В преддверии летнего сезона отпусков и открытия детских лагерей отдыха обратимся к проблематике работы с детьми в лагере. Продолжаем исследовать рынок программных лагерей России.
Три последних года отмечены взрывным характером роста детских программных лагерей. На что похожи такие «лагеря»? Кто и где их проводит? И кто отдыхает в таких лагерях?
Наряду с массовым и, можно сказать, повальным и повсеместным закрытием детских оздоровительных лагерей в России последние пару лет набирает обороты индустрия детских программных лагерей. Само понятие «программный лагерь» в России появилось в начале 2000 гг. Они создавались и развивались отчасти по образу и подобию зарубежных аналогов. В основу закладывался принцип полной занятости ребенка в каникулярный период и принцип углубленного изучения какого-либо предмета, усвоение того или иного навыка, спортивной дисциплины и тому подобное. Некоторые программные лагеря закладывали в основу своей деятельности принцип приключения. Детей вывозили в горы, леса, путешествовали по стране. Законы РФ строго не регламентировали подобную деятельность. И лагеря такого формата стабильно развивались, улучшая качество услуг и расширяя спектр реализуемых программ. У «руля» таких проектов стояли энтузиасты – люди с серьезным идеологическим, педагогическим, научным и спортивным базисом. Программы выходили качественными, интересными и полезными. Приносили определенный стабильный доход и ежегодный прирост клиентской базы. За отсутствием конкуренции. Все это продолжалось бы и по сей день, но… Данный сегмент рынка привлек внимание любителей легких денег.
Несколько тысяч оздоровительных лагерей закрылось по России за последний десяток лет. Несколько сотен так называемых «программных лагерей» появилось в Подмосковье за последние пару лет. Странная тенденция. Подобные лагеря открывают все, кому не лень: физические лица, ИП, ООО… Турагентства выстреливают целые «букеты» подобного рода продукта. Любопытно, что зачастую такие программы появляются из ниоткуда и через год-два исчезают так же незаметно, как и появляются. Сейчас в сети можно найти лагерь на любой вкус. Лагерь с рыбалкой, лагерь с изучением философии, лагерь, где девочек научат пользоваться косметикой и ходить по подиуму, лагерь, где ребенка научат быть лидером в коллективе и добиться своей цели любой ценой… Очень часто словом «детский лагерь» стали называть любой массовый выезд детей: групповую поездку за границу называют «детским языковым лагерем», выезд на базу отдыха в Подмосковье – «творческим лагерем», появились даже «лагеря-дачи», где просто группа детей живет в частном доме под руководством персонала.
Очень востребованной тематикой в лагерях сейчас стала тема «лидерства, управленчества, психологии». Многие хотят, чтобы их ребенок стал лидером и управленцем. И лагерь дает возможность научиться этим навыкам. Нам удалось пообщаться с некоторыми родителями, которые отправляли своих детей в подобные лагеря. Результат участия в таких программах был, мягко говоря, неоднозначным. Так подрывалась ценностность родительского авторитета, понятие «дружбы» и еще ряд общечеловеческих ценностей просто «отгнивал» после подобных «педагогических» экспериментов. У детей появлялся опыт манипулирования другими людьми, в том числе родителями, учителями, друзьями. И еще много подобного рода нюансов. Но результат от подобных лагерей все же есть. Пусть даже и сомнительный. Ну, как говорится, на вкус и цвет …
Любопытно посмотреть на лагеря другого плана. Лагеря-однодневки. На самом деле, они могут существовать даже два-три года. Схема возникновения и существования простая: из стоимости путевки выделяется «львиная часть» на рекламный бюджет, создается красивый сайт лагеря с костюмированными постановочными фотографиями счастливых детей, прекрасными отзывами в сетях, но, как правило, с отсутствием текстовой базы. Программное содержание подобных проектов весьма сомнительно. При диком рекламном бюджете происходит серьезная экономия на педагогах и программных элементах. Но даже если в таком лагере есть, например, пейнтбол, велосипеды, прыжки на палке «пого» или еще какая-нибудь «модная фишка», идеологическая и педагогическая составляющая просто отсутствуют. С детьми работают в лучшем случае аниматоры и шоумены, а не педагоги. Задача такого лагеря добиться вешнего эффекта – сделать так, чтобы ребенку понравилось и он приехал еще раз. А ведь этого добиться очень не сложно. И об этом знает любой родитель – для большинства детей мнение «дяди с улицы» будет авторитетнее мнения родителя. И завоевать «дешевый авторитет» значительно проще, чем добиться настоящего уважения. Развлекательный лагерь тоже имеет право на существование. Шоумены и аниматоры – тоже люди и их труд почетен. Их услугами пользуются все уважающие отели Турции, Египта, Кипра и прочих курортов. Но важно отметить то, что детский лагерь и курортный отель – совершенно разные явления. И задачи, которые они преследуют, также различны.
К сожалению, сейчас российские законотворцы пытаются приравнять педагогику к сфере услуг. Т.е. с их точки зрения, работа воспитателя, педагога и учителя и, например, деятельность парикмахера, маникюрщицы или банкира является тождественной. Получается, что педагог, вкладывающий душу в ребенка, и банкир, дающий кредит под процент, с точки зрения закона, делают одно и то же дело. Если бы такое положение дел увидели древние греки – прародители современной педагогики, они бы начали еще одну кровавую войну за справедливость и свободу.
Такое положение дел огорчает. Очень хотелось бы разнести эти два понятия – сфера услуг и педагогика. Детский лагерь, «программный лагерь» – там, где работают воспитатели и педагоги. Это педагогика.
А там, где работают шоумены и аниматоры, – это сфера услуг. Подобные программы могут реализовываться на базах пансионатов, баз отдыха, гостиницах и где угодно. Но детским лагерем это называться никак не может.
И очень хотелось бы, чтобы родители, которые выбирают место для отдыха своему ребенку на лето, осознанно решали, чего они хотят: услуги по развлечению детей или воспитание и образование. Что в приоритете – комфортные номера с кондиционерами и двухместное размещение либо насыщенная педагогическая программа и достойный коллектив единомышленников.
Руководитель проекта "Отдых и учёба с радостью"